Защитники прав человека
Жозе Рамуш-Орта (родился в  1949 году)

Президент Тимор-Лесте и лауреат Нобелевской премии Жозе Рамуш-Орта посвятил всю свою жизнь борьбе за свободу против угнетения своей родины. В возрасте 18 лет Рамуш-Орта был выслан из Тимор-Лесте — тогда португальской колонии, управляемой военным диктатором, — за свою открытую критику неспособности правительства справиться с экономической незрелостью и всеобщей нищетой. Он вскоре вернулся на родину, но был выслан снова с 1970 по 1971 годы за высказывания против португальского военного правительства.

В 1974 году Тимор-Лесте провозгласила свою независимость от Португалии, после чего сразу же последовало вторжение со стороны Индонезии, положив начало ещё одной жестокой военной оккупации. Покинув Тимор-Лесте за три дня до вторжения, Рамуш-Орта, которому тогда исполнилось 25 лет, в течение следующих двадцати четырёх лет изгнания пытался привлечь внимание мировой общественности к бедственному положению Тимор-Лесте.

Он стал самым молодым человеком, обратившимся к Организации Объединённых Наций, и убедил представителей ООН принять решение об оказании поддержки независимости Тимор-Лесте. Несмотря на эту победу, Индонезия продолжала оккупировать страну, поэтому он продолжал настаивать на том, чтобы ООН и другие мировые лидеры убедили Индонезию предоставить Тимор-Лесте её свободу. В 1996 году вместе со своим соотечественником, епископом Фелипе Хименесом Бело, он был награждён Нобелевской премией мира.

В значительной степени благодаря усилиям Рамуш-Орта, в 2002 году Тимор-Лесте наконец-то получила независимость, и в 2006 году он был назначен премьер-министром Тимор-Лесте, а в 2007 был избран президентом страны.

Champions of Human Rights
José Ramos-Horta (b. 1949)

President of Timor-Leste and Nobel Peace Laureate José Ramos-Horta has spent most of his adult life fighting for freedom from oppression for his homeland. When he was 18, Ramos-Horta was exiled from Timor-Leste—then a Portuguese colony under a military dictatorship—to Mozambique for his outspoken criticism of the government’s failure to deal with underdevelopment and widespread poverty. He later returned briefly to Timor-Leste, but was exiled once again from 1970 to 1971 for speaking out against Portuguese military rule.

In 1974, Timor-Leste declared its independence from Portugal, followed shortly thereafter by an invasion from Indonesia, beginning another brutal occupation. Having left Timor-Leste three days before the invasion, Ramos-Horta, then age 25, spent the next twenty-four years in exile, bringing the plight of Timor-Leste to the attention of the world.

He became the youngest person to address the United Nations, and convinced UN representatives to pass a resolution supporting the independence of Timor-Leste. Despite this victory, Indonesia continued its occupation, and so he persisted in urging the UN and other world leaders to convince Indonesia to grant Timor-Leste its freedom. In 1996, along with his fellow countryman, Bishop Ximenes Belo, Ramos-Horta was awarded the Nobel Peace Prize.

Largely through Ramos-Horta’s efforts, in 2002 Timor-Leste did ultimately win its independence, and in 2006 he was appointed the Prime Minister of Timor-Leste, and then elected its President in 2007.